Новости



В Московской области активно развивается переработка картофеля и существует даже собственный бренд чипсов, однако многие по-прежнему предпочитают выращивать эту культуру у себя в огороде. Стоит ли тратить время или проще купить картошку в магазине, читайте в материале.

БОЛЬШЕ "ВТОРОГО ХЛЕБА"

Московская область традиционно входит в пятерку регионов-лидеров по производству картофеля. По данным Росстата, в прошлом году в Подмосковье было выращено 780 тыс. т, из которых 330 тыс. т произвели сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства. Среди муниципалитетов особенно выделяются городские округа Луховицы, Ступино, Коломенский, Озеры, а также Дмитровский район.

– Картофель в этом году планируется посадить на площади 13,3 тыс. га, что почти на 5% выше уровня прошлого года, – сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин.

Большая часть картофеля в Подмосковье – почти 60% – выращивается в личных подсобных хозяйствах, огородах и на дачах. Это относительно небольшой показатель по сравнению с другими субъектами России. В большинстве регионов Центрального федерального округа этот показатель составляет более 70%. В Приволжском федеральном округе, Сибири и на Дальнем Востоке предприятия и вовсе производят не более 20%.

ОСОБЕННОСТИ ФЕРМЕРСКОГО СБЫТА

Цена на оптовый картофель сейчас, в середине мая, колеблется в районе 10 руб. за кг. Его производят не только агрохолдинги, но и фермерские хозяйства. Для многих фермеров вопрос сбыта каждый год решается по-разному.

– Я торгую оптом, и мои соседи тоже, – говорит фермер из Дмитровского района Александр Николаев. – Когда товар уже собран, известно его качество и количество, мы начинаем искать возможности реализации.

Торговля в розницу требует от фермера наличия транспорта и дополнительных сотрудников. Ресурсы на это есть не у всех. Фермерский картофель поступает в торговые сети региона зачастую через посредников. Глубокой переработки на фермах обычно нет.

ГОРОДСКИЕ ВКУСЫ

По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года отмечалось существенное сокращение производства картофеля и других овощей в личных подсобных хозяйствах. Все больше людей, особенно в городах, предпочитают картофель покупать.

– Москвичи если и выращивают картофель на своих дачах, то обычно не для круглогодичного потребления, а для души, – говорит исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников. – Молодежь сейчас не заставишь проводить лето на грядках. Это уже не массовые площади, когда все 10 соток уходят под картошку. Однозначно этот сектор будет сокращаться, а нагрузка на сельхозпроизводителей будет возрастать.

Один из главных векторов для предприятий, которые планируют сохранять или наращивать объемы производства картофеля, – это развитие переработки. Статистика отмечает рост рынка очищенных, замороженных, вареных продуктов. Производители активно осваивают фасовку и упаковку.

– Многие давно поняли, что сельхозпроизводителю проще картошку помыть и продать дороже, с большим уровнем маржинальности и рентабельности. Данный продукт востребован: москвичи могут себе позволить купить более дорогой, но привлекательный по качеству продукт, – говорит Алексей Красильников.

Например, агрохолдинг «Дмитровские овощи» предлагает купить картофель в различных видах: целый очищенный, резаный фри, в слайсах, кубиках и отварной в вакууме.

ЧИПСЫ И НЕ ТОЛЬКО

Компания «Озеры», лидер по валовому сбору картофеля в регионе, с 2014 года имеет собственный цех по производству картофельных чипсов и выпускает продукцию под маркой «Барин».

– Наше отличие от других производителей чипсов в том, что мы сами выращиваем картофель и перерабатываем его. Нет зависимости от поставщиков сырья благодаря полному циклу производства, – рассказал нашей газете генеральный директор фирмы Сергей Прямов.

Чипсы можно купить в магазинах Москвы и Подмосковья, Татарстана, Рязани, Калуги, Калининграда и др. В этом году были заключены договоры на поставку чипсов «Барин» в Израиль, Молдову и Казахстан.

– Я часто говорю, что наше сельское хозяйство будет прирастать только переработкой. Мы активно придерживаемся этой позиции, – говорит Сергей Прямов. – Далеко не первый год мы моем свои овощи, полируем и упаковываем в удобные для покупателей сетки. Это стало толчком для нас: продукция сразу заинтересовала крупных игроков на рынке, мы стали более востребованными.

Те предприятия, которые своих мощностей по переработке не имеют, могут заключить соглашения с крупным переработчиком и таким образом обеспечить себе надежный рынок сбыта. Например, в Кашире работает крупнейший в Европе завод PepsiCo по производству снеков. В прошлом году была запущена новая линия по выпуску чипсов. Ежегодно завод закупает более 200 т сырья у производителей картофеля.

ИНВЕСТИЦИИ ДАЧНИКА

Среднестатистический дачник собирает чуть больше 100 кг картофеля с сотки. Такая цифра свидетельствует, как правило, о том, что в участок не делалось особых денежных вложений. В случае если вы планируете собрать большой урожай, стоит подойти к этому моменту ответственно. Основная статья расходов для частника – это затраты на посадочный материал.

– Покупка посадочного материала в специализированной организации гарантирует, что вы купите нужный сорт, – поясняет руководитель селекционного центра Всероссийского научно-исследовательского института картофельного хозяйства им. А.Г. Лорха в Люберцах Евгений Симаков. – Вся наша продукция имеет сертификаты. Мы готовы отвечать за качество, принимать претензии.

«Элита» продается за 70–100 руб./кг. Урожайность – 300–500 кг с сотки. Элитным сортом вовсе необязательно засаживать весь участок. Клубни можно посадить, например, на трети участка, а на следующий год размножить на весь. Обновлять посадочный материал специалисты советуют раз в 2–3 года. На засадку сотки необходимо 20–30 кг. Купить материал можно и у менее известного производителя, но в этом случае существует вероятность, что клубни могут быть заражены нематодой или другими опасными вредителями.

ПОЧЕМУ БЫ НЕ ВЫРАСТИТЬ?

Ряд мер позволит увеличить объем выращиваемого картофеля на обычном дачном участке. Необходимо знать, в какую почву будет осуществляться посадка.

– На легких песчаных почвах нужно использовать краснокожурные сорта: «Жуковский ранний», «Ред Леди», «Ред Скарлет». Они жаростойкие, засухоустойчивые, – советует доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры растениеводства и луговых экосистем факультета агрономии и биотехнологии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева Андрей Постников. – На средних суглинистых почвах самый популярный сорт – «Невский». На северном склоне надо сразу придерживаться сортов, которые устойчивы к фитофторе (заболевание растений. – Прим. ред.), таких как «Удача».

Эксперт советует перед посадкой обработать клубни препаратом «Циркон» в пропорции 4 капли на 1 литр воды. Этот препарат не оказывает негативного воздействия на окружающую среду, помогает корнеобразованию и обеззараживает клубень. В период вегетации кусты картофеля следует удобрять, опрыскивать и поливать в случае необходимости.

– Поливать под основание куста – значит размножать фитофтору, – говорит Андрей Постников. – Корни у картофеля находятся в междурядьях, там и надо поливать, по 10 л на 3 м. Также по междурядьям нужно как можно меньше ходить, лучше посыпать там опилки или торф, чтобы не уплотнять почву ногами.

В теории все выглядит не так уж сложно. Использование подобных методов позволит вырастить продукт, в качестве которого вы будете уверены. Часть удобрений можно произвести самим. О выполнении некоторых работ – с кем-то договориться.

– Семенной материал, удобрения, средства защиты – вот основные расходы дачника, – рассказывает Евгений Симаков. – Удобрение почвы в начале. Полив три раза за сезон. Прополка по необходимости. 500 кг с сотки реально собрать. Так как труд не оплачивается, себестоимость картошки составит 3–5 руб. за кг. Если не покупать элитный посадочный материал, то еще меньше.

Андрей РАЗИН, министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области:
– Московская область занимает первое место в Центральном федеральном округе по выращиванию овощей в открытом грунте, в том числе и картофеля. Мы считаем, что переработка – это то, что должно быть дальше в фокусе внимания, потому что мало произвести продукцию – важно ее переработать, тем самым увеличив добавочную стоимость и выйдя на рынок с готовой продукцией.

ПОДДЕРЖКА ВЛАСТЕЙ

Почти 126 млн руб. выделили региональные власти на «погектарную», то есть рассчитанную исходя из площади угодий, поддержку сельхозпроизводителей в этом году.

–Перед началом посевной производителям были предоставлены субсидии на оказание несвязанной поддержки в области развития производства семенного картофеля, семян овощей открытого грунта, зерновых, зернобобовых и кормовых культур, – сообщил министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Андрей Разин.

Таким образом растениеводам возместили часть затрат на повышение урожайности, улучшение качества почв, развитие экологической безопасности. Это позволило вовремя провести весенние полевые работы, закупить элитные семена, удобрения и средства защиты растений.

КСТАТИ

По информации Института конъюнктуры аграрного рынка, в Россию из-за границы ввозится 400–600 тыс. т столового картофеля в год. 60% поставок приходится на Египет. Экспорт картофеля из страны составляет порядка 200 тыс. т в год. Основные партнеры – Азербайджан, Казахстан, Восточная Украина.

Согласно данным портала «Ценомер», сегодня килограмм картофеля в магазине стоит около 30 руб. В конце лета – начале осени цена падает примерно до 20 руб. за кг. В первой половине года картофель традиционно дорожает из-за затрат на хранение и логистику. Пик повышения цен приходится на май – июнь, когда запасы отечественного картофеля подходят к концу.

Источник: https://mosregtoday.ru/econbiz/klubni-schast-ya-zavtrashnego-dnya-kak-v-regione-proizvodyat-kartofel/ 



Все новости