Новости



26 марта 2018 года состоялся Всероссийский съезд производителей и переработчиков молока, модераторами и ведущими которого выступили председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин и Людмила Маницкая, исполнительный директор Молочного союза России (РСПМО).

В работе съезда приняли участия представители предприятий молочной отрасли (фермерских хозяйств, молокоперерабатывающих предприятий, других операторов молочного рынка), представителей региональных органов управления АПК субъектов Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти.

Во вступительном слове Людмила Маницкая сообщила, что в 2017 году господдержка молочной отрасли составила 36,5 млрд. рублей, что на 10 млрд. больше, чем в 2016 году. В 2017 году было привлечено льготных кредитов на сумму более 100 млрд рублей. При этом поддержка на литр молока была сокращена на 4 млрд. рублей, которые могли сыграть свою важную роль при нынешней конъюнктуре закупочных цен на молоко. исполнительный директор РСПМО.

В связи с этим, она предложила разработать формулу определения цены на молоко, учитывая особенности каждого региона, при этом обязательно привлечь к этой работе и переработчиков молока, которые, в конце концов, определяют спрос на сырье. «Мы предлагаем подумать над механизмами и правилами, которые бы создали такие условия для отрасли, чтобы в рамках рыночной экономики мы могли бы предложить производителям достойную закупочную цену, причем без обременения переработки. Простой расчет себестоимости в качестве «средней температуры по больнице» для такой страны, как наша, не подходит. Молочный союз России предлагает разработать формулу закупочных цен с учетом каждого региона. Мы настаиваем на том, чтобы в этом принимала участие и перерабатывающая отрасль, потому что не будет развиваться молочное животноводство там, где нет сильной перерабатывающей промышленности», — объявила она.

"Мы надеемся на сохранение господдержки и в этом году, надеемся, что господдержка придёт и к переработчикам молока", - отметила исполнительный директор РСПМО.


Людмила Маницкая также выразила мнение, что законодательное регулирование наценок в торговых сетях могло бы вернуть в отрасль более 100 млрд рублей.
Людмила Маницкая: законодательное регулирование наценок вернет в молочную отрасль 100 млрд. рублей

 

Людмила Маницкая: законодательное регулирование наценок вернет в молочную отрасль 100 млрд. рублей

По оценке Молочного союза России, наценки в сетях на молочную продукцию сегодня доходят до 50 процентов и выше, при этом наценка сетей на сыры и масло доходит до 100 процентов и выше.

Выступивший на съезде Россельхознадзора Сергей Данкверт высказался критически в адрес руководителей Союзмолока, которые якобы выступают против введения в России электронной ветеринарной сертификации (ЭВС).

Напомним, инициатором введения электронной ветсертификации выступил именно Россельхознадзор, объясняя это желанием проследить путь продукта от фермы до прилавка, а также необходимостью бороться с контрабандой. Суть новшества состоит в использовании для всех участников производства мясо-молочных продуктов — от фермеров до производителей готовой продукции — специальных программ, регистрирующих каждую партию товара. Механизм ЭВС был введен изменениями в закон «О ветеринарии» еще в июле 2015 года. Предполагалось, что до 1 января 2018 года будет действовать переходный период, когда продукцию можно сертифицировать как в бумажном, так и в электронном виде.

На съезде председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаил Щетинин вновь подтвердил, что больше откладывать внедрение ЭВС не намерены. «С 1 июля этого года вводится электронная ветеринарная сертификация. И больше отступлений в этой части не будет», — объявил он.

Также Сергей Данкверт констатировал тот факт, что молочный рынок не был последние годы достаточно регулированным с точки зрения законодательных документов в контрольно-надзорной деятельности, что в итоге привело к хаосу. «Невозможно сегодня, исходя из нашего законодательства, ни Анне Юрьевне [Поповой], ни мне прийти и проверить продукцию, не предупредив, либо соблюсти ряд требований, что мы придем. То есть мы должны за три дня предупредить фальсификаторов, что мы приедем к ним проверять фальсифицированную продукцию. Вы вообще понимаете, о чем мы говорим? Это абсурд! Как с этим абсурдом вообще жить? Мы живем, и достаточно долго живем», — возмущался глава Россельхознадзора.

Именно на это, по его словам, законодатели и должны были обратить внимание в первую очередь, а потом уже требовать разного рода меры поддержки для молочной отрасли. 

По мнению Главы РСН, не ведется никакого учета поступившего в Россию молока, в том числе сухого. «Когда мы говорим о поставках молока, мы должны понимать, откуда оно берется. Когда была общая граница, все было понятно — таможенная статистика. Сегодня все цифры, которые вы говорите, не подтверждены — никто не знает, сколько молока зашло в нашу страну. Мы создали хорошую интеграционную систему, которая должна работать. Но только в этой системе можно под любым видом провезти молоко: хочешь — полипропиленовой пленки, хочешь — клеем столярным. Скажите мне тогда, каким образом вы собирались на этом рынке навести порядок, если у вас идут неконтролируемые поставки молочной продукции! За эти неконтролируемые поставки вообще никакой ответственности нет!».

В таких условиях, начинать молочные интервенции, по меньшей мере, абсурдно, убежден глава Россельхознадзора.

Выход, по его мнению, как раз в системе госрегулирования, которая есть во всех странах, ведь как только европейцы отменили квотирование поставок, у них сразу начались проблемы. «У них сейчас 400 тысяч тонн сухого молока, которое некуда девать, и откуда у нас увеличение поставок сухого молока, которое никто не видит? На границе нет поставок в Беларусь из Европы, а молоко есть, оно любыми путями заходит. То, что на нашем рынке сейчас происходит, это поставки, в том числе через Киргизию и Казахстан», — указал Данкверт.

Кроме того, много говорили на съезде про ввоз в Россию «сыроподобной» продукции. Сергей Данкверт заявил, что Россельхознадзор вернул в Беларусь около 10 автомобилей с этой продукцией неизвестного происхождения — предположительно, украинского. По его словам, после того, как был усилен контроль, поставки из Беларуси сыроподобных продуктов, которые якобы произведены в Турции, Аргентине и других странах, резко сократились. «Возник поток белорусских сырных продуктов. Однако когда мы проверили, какие белорусские предприятия производят эту продукцию, оказалось, что в реестре таможенного союза они значатся как предприятия по хранению и реализации продукции, но не по производству. Это говорит о том, что украинская сыроподобная продукция как поставлялась в РФ совершенно беспрецедентно, совершенно открыто, так и поставляется, а в Беларуси она переделывалась в любую: хотите в турецкую, иранскую, гонконгскую, аргентинскую и так далее», — утверждал Данкверт. Маницкая отметила, что всего в Россию завезли более 150 тыс. тонн такого продукта. «Эта контрабанда сняла у российских фермеров до 3 рублей с каждого литра молока», — подсчитала она. В Россельхознадзоре полагают, что такие поставки «нарушают» рынок, что привело как раз к «провалу» цен на молоко.

Так что и в Совете Федерации в этом случае уповают на введение ЭВС. «Электронная сертификация — тот инструмент, который обеспечит прослеживаемость продукции от фермы до полки и будет способствовать в том числе искоренению фальсификата и серого импорта», — считает Щетинин.

Между тем в Роспотребнадзоре пытаются бороться с фальсификатом. По словам главы ведомства Анны Поповой, они ежегодно делают 2 млн проб разных продуктов, в прошлом году провели 300 тыс. проб на фальсификацию, их них 25% — молочная продукция. «Большинство продуктов, которые были отнесены к фальсифицированным, произведены фирмами, которых нет», — пожаловалась Попова. Другими словами, уже на следующий день после обнаружения фальсификата в пробе выезжали на предприятие, адрес которого значился на упаковке, но его на месте не оказывалось. «Адрес есть, этикетка есть, а производителя нет», — развела руками глава Роспотребнадзора.

По ее словам, полномочий ее ведомства или каких-то иных надзорных органов в этом случае не хватает. «Здесь включаются силовики, которые говорят, что нет состава уголовного преступления за обман потребителей, есть только административное, и это уже часть вашей жизни», — добавила Попова.

Так что Роспотребнадзор уже подготовил законопроект с поправками в Уголовный кодекс, чтобы предусмотреть ответственность за фальсификацию. Как утверждает Попова, не все такую идею одобряют. Но, по ее мнению, только так можно будет бороться с недобросовестными производителями.

От группы компаний "Малино" в работе съезда приняла участие Заместитель Генерального директоар АО "Малино" Олейник Анна Львовна.



Все новости